В последние годы появилось немало различных наград – ведомственных, памятных, юбилейных и прочих. Теперь медаль, а то и орден, может заказать для себя и своих работников глава любого поселения, руководитель любой фирмы, председатель любой общественной или иной организации. Всё просто: нарисуй эскиз, оплати расходы на изготовление и награждай кого угодно и когда угодно. Появились медали и у детей. Да, конечно, и подростков во время войны награждали. Сейчас, к сожалению, забыли этих мужественных ребят. Например, партизан Лёня Голиков, погибший 24 января 1943 года в неравном бою в селе Острая Лука Псковской области, которому посмертно присвоено звание Героя Советского Союза, в свои 16 лет уже был награждён орденом Отечественной войны I степени, а также медалями «За отвагу» и «Партизану Отечественной войны» II степени. Да и теперь в исключительных случаях от имени государства награждают детей медалями. Но это за реальное мужество, за подвиги, совершённые при спасении жизни погибавших.
Речь, однако, о другом. Сейчас воспитанники некоторых кадетских корпусов и суворовских военных училищ порой поражают своим «иконостасом» даже строевых офицеров, которые получили награды за отличия в боевой обстановке.
«Взяться за перо», как говорили раньше журналисты, побудил меня такой вот случай. На снимке, сделанном в ходе отчётно-выборной конференции Общероссийской общественной организации ветеранов Вооружённых Сил Российской Федерации 17 ноября 2012 года, я увидел рядом с известным и заслуженным фронтовиком кадета, на груди у которого было пять медалей, и поразился этому. Заслуженный военачальник, с 1942 года воевавший на фронтах Великой Отечественной войны, и мальчишка, который по возрасту мог бы быть правнуком ветерана. Откуда столько медалей у этого юноши, за какие заслуги они получены?
Помню, в Афганистане зимой 1980-го появилось стихотворение «Баллада о медали». Написал его один из офицеров 345-го гвардейского отдельного парашютно-десантного полка, располагавшегося в Баграме. Стихи были очень несовершенны в литературном отношении, но били в самую точку. Молодые офицеры и прапорщики переписывали их, читали и качали головами. Да, на войне не всем и не всегда воздаётся по заслугам. Об этом и шла речь в «Балладе…». Если коротко, генерал спрашивает, получил ли медаль офицер, который отличился на перевале. А ему отвечают, что именно ему-то и не хватило награды:
Ну, а ему б мы тоже дали.
Но не осталось уж медалей.
Зато мы руки всем пожали.
Ему ведь тоже, правда, Ваня?
Вспоминаю и разговор с Героями России – заслуженным лётчиком Российской Федерации полковником запаса Олегом Сторожуком и заслуженным штурманом Российской Федерации подполковником запаса Владимиром Богодуховым. Речь как раз шла о первых медалях, полученных в далёкие годы офицерской молодости.
- Скажите, а что испытываешь, когда тебе вручают Золотую Звезду? – спрашиваю у собеседников. – Помню, в Афганистане мы так гордились своими медалями «За боевые заслуги», словно это были самые высшие награды на свете…
- Было именно так, – подтверждает мои слова полковник запаса Сторожук. Он тоже свою первую боевую награду получил в Афганистане. И как раз медаль «За боевые заслуги».
- Первую медаль, а это была юбилейная «70 лет Вооружённых Сил СССР», я получил старшим лейтенантом в 1988 году, – вспоминает подполковник запаса Богодухов. – Обмывали мы её, наверное, целую неделю. Это, конечно, сказано больше для красного словца. Сами понимаете, у нас в авиации особо-то не разгуляешься – полёты, дисциплина. Но речь не об этом. Разговор о радости от полученной награды.
- Я уже рассказывал вам о том, что в Афганистане был примерно такой «норматив»: до 30 боевых вылетов – медаль «За отвагу» или «За боевые заслуги»; от 30 до 40 или 50 – Красная Звезда или орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени; от 80 до 90 – уже Красное Знамя, – продолжает разговор полковник запаса Сторожук. – Я тогда был капитаном. И награду получил в соответствии с этим негласно установленным «нормативом». В верхах рассудили, что и медали «За боевые заслуги» мне будет достаточно. Впрочем, тогда это была очень высокая награда. Да и сейчас она для меня очень дорога. Ещё бы! Она у меня первая боевая…
Да, в наше время по разным причинам ценность медалей стала уже не той, нежели лет 30—40 назад. Наград, по форме напоминающих государственные, стало так много, что и не поймёшь, которая из них боевая, а которая – подделка под неё.
Предлагаю сравнить два снимка. Вернее, их фрагменты. Разумеется, я специально выделил на них только награды – медали кадета и медали подполковника ВДВ, отвоевавшего почти два года в Афганистане. Найдите два отличия! Нашли? Да, первое – у кадета пять, а у подполковника – шесть наград. Но кто даст гарантию, что через месяц не появится шестая медаль и у кадета?.. Интересно, сколько медалей будет у него к моменту получения лейтенантских погон, после того как юноша отучится ещё лет пять в военном вузе? Теперь – второе отличие. У подполковника две медали за войну в Афганистане, а две – за безупречную службу в Вооружённых Силах СССР, за 10 и за 15 лет… А оставшиеся две – юбилейные: 60 и 70 лет Вооружённых Сил СССР. Все эти награды учреждены государством. А что у подростка?
Наверное, надо крепко подумать тем, кто учреждает такие медали и щедро раздаёт их даже ребятишкам по случаю и без оного. Задуматься о том, что это обесценивает всю наградную систему нашего Отечества.
И в завершение не могу не вспомнить прекрасные стихи удивительного советского поэта Александра Трифоновича Твардовского, написанные им в 1943 году. Приведу лишь несколько четверостиший о легендарном Василии Тёркине. Многие воспитанники кадетских корпусов и суворовских военных училищ их, возможно, и не читали.
…И девчонки на вечёрке
Позабыли б всех ребят,
Только слушали б девчонки,
Как ремни на мне скрипят.
И шутил бы я со всеми,
И была б меж них одна…
И медаль на это время
Мне, друзья, вот так нужна!
Источник: Красная звезда