В период с сентября 1843 г. по октябрь 1844 года в обращение были выпущены новые кредитные билеты номиналом 1, 3, 5, 10, 25, 50 и 100 рублей. Так впервые в России появилась банкнота номиналом в 1 рубль. Интересно, что министр финансов Е.Ф. Канкрин, блистательно проводивший эту денежную реформу, был категорически против введения банкноты номиналом 1 рубль, считая, что она может вытеснить серебряный. В период с 1841-1846гг. на новые государственные билеты было обменено порядка 70% обращавшихся банкнот. Окончательно же обмен прекратился для ассигнаций 13 апреля, а депозитных билетов 1 марта 1853 года. Таким образом, к весне 1853 года в бумажном денежном обращении России остался лишь один вид банкнот - государственные кредитные билеты, обеспеченные на 1/6 металлическими деньгами. Государственные кредитные билеты нового образца по стилю оформления во многом напоминают депозитные билеты 1840-1841гг. и кредитный билет выпуска 1841 года. Это совпадение не случайно, т.к. население с большим доверием относилось к вышеуказанным банкнотам. Кредитные билеты печатались на тонкой белой бумаге цветными и двусторонними. Впервые при изготовлении печатных форм из меди был применен метод гальванопластики, изобретенный в 1838 году русским ученым Якоби. На лицевой стороне билетов в центре, под государственным гербом, размещен основной текст: «По предъявлению сего билета немедленно выдается из разменных касс Экспедиции Кредитных билетов (номинал прописью) рубля (лей) серебряной или золотой монетой». Ниже в три строки подписи «Управляющего», «Директора» и «Кассира». В 1861 году вместо управляющего появилась подпись Тов. Управляющего - заместителя. На оборотной стороне в центре размещен двуглавый орел, а по бокам, или сверху и снизу от герба напечатан отрывок текста из 6 параграфов манифеста, касающегося кредитных билетов. Текст отпечатан черной краской тремя разными шрифтами, для предотвращения подделок. Водяной знак на билетах этой серии достаточно сложный - на орнаментном фоне различном для каждого номинала по периметру идет текст «ГОСУДАСТВ. /КРЕДИТНЫЙ/ БИЛЕТЪ», в центре номинал – цифрами, ниже год выпуска. Благодаря реформе Канкрина в стране стабилизировалось денежное обращение, которое послужило толчком к стремительному экономическому росту. К 1853 году в обращении находилось на 311,4 млн. государственных кредитных билетов, которые на 39,7% были обеспечены серебром и золотом из разменного фонда. Однако грянула Крымская война (1853-1856гг.) и правительство, до этого не прибегавшее к необеспеченной дополнительной эмиссии кредитных билетов, вынуждено было пойти на этот опасный шаг. Указом от 10 января 1855 года Николай I узаконил «временный» дополнительный выпуск кредитных билетов с обещанием погасить их через 3 года после окончания войны. Ну а дальше все началось как обычно: в период с 1855 года по самое начало 1857 г. в обращение поступило дополнительно кредитных билетов на сумму 378,8 млн. рублей, что в два раза увеличило денежную массу. Это автоматически привело к развитию инфляции. Уже в 1954 году правительство вынуждено было прекратить свободный обмен кредитных билетов на золото, обмен же на серебро периодически осуществлялся до 1858 года, когда был прекращен и вовсе. Кредитные билеты стали обесцениваться. Так после 10 лет стабильности бумажного рубля, появившегося в результате реформы 1839-1843гг., в России начался новый период инфляционной экономики. Государственные кредитные билеты серии 1843 года выпускались ежегодно до 1865г., когда по причине морального устаревания были заменены на новый тип. Обмен начался 15 марта 1868 года с купюры достоинством 25 рублей и закончился ровно через год. Стабильный бумажный рубль, свободно обменивающийся на звонкую монету, появившийся в результате продуманной денежной реформы 1839-1843 гг. просуществовал 10 лет. Крымская война (1853-1856гг.) потребовала от правительства огромных дополнительных расходов, которые обычно покрывались за счет необеспеченной дополнительной эмиссией бумажных денежных знаков. За период войны сумма кредитных билетов в обращении увеличилась более чем в два раза и достигла на 1 января 1858 года 735,8 млн. рублей. В том же году был прекращен свободный обмен кредитных билетов на серебро, и они начали обесцениваться. Инфляция, начавшаяся в период войны, на первом этапе подхлестнула экономику страны. В 1855-56гг. наблюдался бурный экономический рост, наступила эпоха акционерных общества, страхования, пароходств и т. д. Правительство предприняло ряд мер для стабилизации денежного обращения. Не забывая своего обещания погасить выпущенные кредитные билеты, указом от 18 апреля приступило к изъятию необеспеченных бумажных денег. Всего к 1 января 1869 г. было изъято из оборота и уничтожено билетов на сумму 90,6 млн. рублей. Однако, массовое изъятие населения вкладов из кредитных учреждений в 1859-1860гг. заставило министерство финансов прибегнуть к дополнительной эмиссии на сумму 68,9 млн. рублей. В январе 1862 года пост министра финансов занял М. X. Рейтерм (1820-1890гг.), который, по признанию современников, отличался блестящим умом, компетентностью в финансовых вопросах и либеральными взглядами. Будучи членом Совета министров финансов, Рейтерм работал в комиссии по подготовке отмены крепостного права в России. Новый министр финансов сразу же приступил к мероприятиям по стабилизации денежного обращения. Получив огромный внешний заем у Ротшильдов на сумму 15 млн. фунтов стерлингов 25 апреля 1862 г., правительство объявило о возобновлении с 1 мая того же года размена кредитных билетов по фиксированному, плавно повышающемуся курсу. Однако уже 5 ноября 1863 г. обмен был снова прекращен. Эта неудача чуть ни стояла ему министерского кресла. К этому моменту стало понятно, что находившаяся в обращении серия кредитных билетов образца 1843 года морально устарела и уже не соответствует техническим достижениям своего времени. Было принято решение указом от 13 февраля 1868 г. о введении в обращение государственных кредитных билетов достоинством 1, 3, 5, 10, 25, 50 и 100 рублей нового образца, к изготовлению которых приступили еще в 1866 году. Новые банкноты стали поступать в обращение 15 марта 1868 года и за год должны были полностью заменить старые билеты. |