Сведения уездного исправника о сектантах в уезде
|
|
Kupez | Дата: Неділя, 27.05.2012, 23:03 | Повідомлення # 1 |
Генерал-майор
Група: Адміністратори
Повідомлень: 250
Статус: Offline
| 0388a Период 4 1905-1916 Архив
2. Харьковский обл. госархив Ф.4. Оп.160. Д. 40
3. Сведения Старобельского уездного исправника о сектантах в уезде. 4. 12 января 1911 г . 5. м. Старобельск .Харьковской губернии. 6 . хут.Рыбянцев,слобода Закотное Песчанской вол; с.Курячевка, Подгоровка Старобельской вол ;хут. Разсыпной, дер. Федоровка Александровской вол.; хутора Воеводской вол. 7. Штундо-баптисты, баптисты, молокане, " Новый Израиль " . 8. 9. Статистика. Возникновение общин. Пропаганда и распространение. Руководители. Политическая благонадежность. Взаимопомощь. Благотворительность. Молитвенные собрания. Отношение к армии и военной службе. Документация общин. Полицейский надзор. Административный надзор. СВЕДЕНИЯ О СЕКТАНТАХ В СТАРОБЕЛЬСКОМ УЕЗДЕ
1. Сколько сектантов (отдельно по каждой секте) проживает в пределах Старобельского узда? В пределах Старобельского уезда проживает: штундо-баптистов 22, баптистов 185, скобцов 3, принадлежащих к секте Новый-Израиль 7, поповцев Австрийского толка 525, безпоповцев Поморскаго согласия 236, беглопоповцев 6 и молоканов 9. 2. В каких местностях они проживают? Штундо-баптисты проживают в районе Песчанской волости, в хуторе Рыбянцеве и слоб. Закотном, баптисты в селениях Курячевке и Подгоровке, Старобельской волости, в отрубном хуторе Афанасьевке, Александровской волости; на отрубных участках по хуторам Воеводской волости и той же волости в хуторе Разсыпном и в деревне Федоровке, Штормовской волости; скопцы в хуторе Ковалевом, Осиновской волости; принадлежащие к секте "Новый Израиль" в селении Голубовке, Ново-Астраханской волости, молокане в слоб.Большечерниговке; беглопоповцы и поморы в селениях Ново-Айдаре, Безгиновой и Венделевке, Ново-Айдарской волости, Штормовой, Спеваковке и Денежниковом, Штормовской волости, Колядовке и Волкодавовой, Колядовской волости, Петропавловке, той же волости, Нижней-Богдановке и Лашиновке, Большечерниговской волости, Трехибенке, Райгородке и Бахмутовке, Трехибенской волости. 3. Кто из них и в каком количестве образуют зарегистрированные общины? Зарегистрированные общины образуют баптисты поселка Федоровки в количестве 106 человек, поповцы Австрийского толка в количестве 430, безпоповцы Поморского согласия 236 человек, а баптисты, поселившиеся по хуторам на отрубных участках в Александровском и Воеводском волостей, числятся в общине зарегистрированной в Богодуховском уезде.
|
|
| |
Kupez | Дата: Неділя, 27.05.2012, 23:03 | Повідомлення # 2 |
Генерал-майор
Група: Адміністратори
Повідомлень: 250
Статус: Offline
| 4. С какаго времени замечается появление сектантов в той или другой местности? Штундо-баптисты в селении Закотном и хут. Рыбянцеве и баптисты в Курячевке и Подгоровке появились с 1908 года, скобцы и молокане с августа 1910 года, Ново- Израильская секта в сл.Голубовке с 1907 г., баптисты поселка Федоровки прибыли из Мариупольского уезда около 20 лет тому назад, а поповцы, безпоповцы и беглопоповцы живут с незапамятных времен; в районе Александровской и Воеводской волостей баптисты распространились при переселении на отрубные участки и хутора с 1908 года из других уездов и губерний. 5. Кто был распространителем секты и если это лицо известно? Распространителями секты баптистов в слоб. Курячевке и Подгоровке были крестьянин Путивльского уезда Крупецкой волости, д.Нехаевки Василий Илларионов Клюев и первые его последователи крестьяне слоб.Курячевки, Старобельского уезда Афанасий Григорьев Квитка и Николай Данилов Черниченко; в районе Александровской и Воеводской волостей живущий на отрубном участке в Воеводской вол. крестьянин слоб.Хрущевки Богодуховского уезда Ефим Никитин Кодацкий; секту Ново-Израиль пропагандировал крестьянин хутора Мацегоровки Кременской волости, Купянского уезда, Борис Белоконь, от которого там же сектанство принял крестьянин слоб.Голу- бовки Иван Васильевич Бахмет и его семейство. Клюев, Квитка, Черниченко и Кодацкий простые начетчики, без специальных богословских образований или подготовки. О первоначальном распространении остальных сект сведений не имеется. Клюева в Старобельском уезде в настоящее время нет; Квитка,Черниченко и Кодацкий могут быть признаны неблагонадежными только в смысле нелегального распространения своего сектанства, так как до настоящего времени они не были замечены ни в проти- воправительственном направлении, ни в совершении уголовных преступлений или проступков. 6. Ведется ли пропаганда сектанского учения и ныне, кем именно и где? Открыто не ведется, а в тайной, под большим подозрением состоит крестьянин сл. Курячевки Афанасий Квитка. 7. Какие замечены формы пропаганды сектанского учения? Фактически установлено было лишь распространение секты баптистов Клюевым, Квиткою и Черниченком путем чтения книг и толкования обрядностей и правил вероучения в квартире Клюева и в доме Квитки приглашаемым лицам, изъявившим согласие ознакомится с сущностью вероучения секты. 8. Не замечается ли каких либо экономических причин, способствующих к распространению пропаганды? Экономических причин, способствующих распространению пропаганды сектантских вероучений, никаких не замечатся. 9. Оказывают ли сектанты присоединяющимся к ним, какую либо материальную помощь и в какой форме? В среде баптистов и в секте Ново-Израиль материальная помощь оказывается в форме денежных субсидий при браках, погребениях и в случае несчастий, но существует ли для этого особый фонд или эта помощь имеет характер частной благотворительности, сведений нет.
|
|
| |
Kupez | Дата: Неділя, 27.05.2012, 23:04 | Повідомлення # 3 |
Генерал-майор
Група: Адміністратори
Повідомлень: 250
Статус: Offline
| 10. Какие цены (приблизительно) установлены местным притчом за церковные требы в местностях, где распространяется сектантство? В местностях, где существует сектантство за церковные требы православные притчи взимают: за крещение от 20 и 25 коп., за погребение взрослого от рубля и выше, за погребение младенцев до одного рубля, за совершение браков по договору от 5 рублей. 11. Не были ли эти цены выше во время наиболее сильного распространения сектанства и не способствовало ли это распространению? Цены за церковные требы в зависимости от появления сектанства не повышались. 12. Где устраивают сектанты молитвенные собрания и есть ли постоянные молитвенные дома? Постоянные молитвенные дома имеют баптисты в поселке Федоровке Штормовской волости, Поповцы в слободе Нижней-Богдановке Большечерниговской волости; в остальных пунктах сектанты собираются для молитвенных собраний в частных домах преимущественно у начетчиков. 13. Не замечается ли со стороны сектантов стремления собираться скрытно и чем вызывается это стремление? Стремление между сектантами собираться скрытно не замечалось. 14. Не замечалось ли где либо пропаганды противоправительственных учений под видом религиозных собеседований? Не замечалось. 15. Не замечается ли стремления сектантов к уклонению от исполнения государственных и общественных обязанностей, как то воинской повинности, исполнения обязанностей присяжных заседателей и т.п. Не замечалось. 16. Не заметно ли старание обходиться в своих делах без содействия судов и администрации? Не заметно. 17.Ведутся ли в зарегистрированных общинах метрические книги и правильно ли заносятся в соответствующие метрические книги сектанты не объединенные в зарегистрированные общины? Метрические книги в зарегистрированных общинах ведуться начетчиками, а у баптистов наставниками, большею частию неправильно по малограмотности их и небрежно, так как правильному ведению метрических записей сектанты не придают особого значения, а в общинах незарегистрированных метрические книги не ведутся вовсе.
К фактам иллюстрирующим положение сектантов отношу лишь одно враждебное отношение сектантов-старообрадцев к православным. Уездный исправник (подпись) Секретарь (подпись) № 744 января 12 д.1911 года.
|
|
| |