ИсторияВсе предыдущие дирекции Южной железной дороги (Харьковская, Полтавская и Сумская) имеют свои управления в областных центрах, больших городах, и лишь управление Купянской дирекции (ДН-5), как и многие линейные предприятия, ей подчиненные, разместилось в небольшом поселке Купянск-Узловой Харьковской области.
Возникновение Купянского железнодорожного узла связано с развитием Донецкого каменноугольного бассейна. В 1790 г. в районе Лисьей балки (ныне г. Лисичанск Луганской области) была открыта первая шахта. С развитием угольной промышленности в крае начали сооружаться железные дороги, по которым уголь доставлялся потребителям. В 1878 г. вошла в строй линия Дебальцево - Попасная, а в 1879 г. - Попасная - Лисичанск. Промышленники стали ходатайствовать перед правительством о строительстве линии Лисичанск - Купянск. Они мотивировали это тем, что новая линия на 165 верст сократит путь углю от Лисичанска до Харькова и удешевит его перевозку. Однако это предложение не получило поддержки, и только через 15 лет акционерное общество Юго-Восточных железных дорог добилось разрешения на сооружение линии Балашов - Купянск - Харьков-Балашовский и ветки Купянск - Лисичанск, строительство которых завершилось в декабре 1895 года. На ст. Купянск-Узловой было построено паровозное депо. В 1901 г. участок Дебальцево - Купянск передан Екатерининской железной дороге и продлен до Волчанска (линия Белгород - Волчанск открыта в 1896 г.). Таким образом, участок Купянск - Белгород вошел в строй окончательно в 1901 г. и Купянск стал узлом 4-х направлений. На ст. Купянск-Город (ныне Купянск-Южный) построены вагонные мастерские и паровозное депо на 2 паровоза. Одновременно была построена и ст. Купянск-Екатерининский (ныне Купянск-Сортировочный) также с депо на 2 паровоза. Эта станция развивалась с 1902 по 1914 гг. как обменный пункт между Юго-Восточной и Екатерининской железными дорогами.
Основной серией паровозов были товарные Ов и пассажирские Нв. Вагоны были двухосные, грузоподъемностью 10 т, на винтовой сцепке. Вес поезда составлял 250-260 т. Электрического освещения на станционных путях и в квартирах железнодорожников не было. Графика движения грузовых поездов не было. Станция Купянск-Узловой имела III класс, на станции был буфет, телеграф и почтовое отделение. К 1905 г. на узле трудилось уже около 600 человек. Купянские железнодорожники принимали активное участие во Всероссийской стачке 1905 года, все их выступления были подавлены властями.В годы Гражданской войны купянские железнодорожники сражались в рядах Красной Армии. В составе 13-й Армии южного фронта действовал бронепоезд "Власть Советам", организатором и командиром которого была 23-летняя Людмила Георгиевна Макиевская. Бронепоезд вел бои на участке Купянск - Дебальцево. В 1919 г. Купянский узел был захвачен Добровольческой Армией, но в том же году освобожден Красной.
После войны железнодорожное хозяйство восстанавливается. В 1930 г. вступило в строй вагонное депо, в 1932 г. развернулось строительство сортировочной горки на ст. Купянск-Сорт. Купянский узел входил тогда а состав Донецкой железной дорги как Купянский эксплуатационный район, реорганизованный в 1934 г. в отделение службы движения. В том же году разработан и внедрен общесетевой график движения поездов. На Купянском узле развивается кривоносовское движение. В 1939-1940 гг. построен участок Купянск - Славяногорск (Святогорск). В годы Великой Отечественной войны железнодорожник Купянска воевали в рядах Красной Армии и работали в прифронтовой зоне. После окончания войны разрушенная инфраструктура железных дорог восстанавливается. В 1946 г. создается купянское отделение Северо-Донецкой железной дороги, в которое вошли отделения движения и паровозного хозяйства, а также все предприятия Купянского и Валуйского узлов. Ширилось движение машинистов-тяжеловесников. С 15.05.1953 г. Купянское отделение вошло в состав Донецкой железной дорги, а с 31.03.1956 г. оно было передано в состав Южной железной дороги.
В 1958 г. был построен обводной путь от железнодорожного моста через р. Оскол, минуя пос. Купянск-Узловой с восточной стороны, и вводом на парк прибытия ст. Купянск-Сорт. В 1959 г. началась подготовка технических кадров для перехода с паровозной тяги на тепловозную. Первый тепловоз ТЭ3-500 постройки Харьковского завода им. Малышева прибыл в локомотивное депо в начале июня 1961 г. В конце 1961 г. паровозы заменили на тепловозы на участке Купянск - Красный Лиман, а в 1962 г. - на участке Купянск - Основа (для пассажирских поездов - Купянск - Харьков).
В сязи с электрификацией железной дороги Пенза - Валуйки было принято решение об электрификации участка Валуйки - Купянск (начало 1964 г.) В 1967 г. сооружены устройства электроснабжения на Валуйском и Купянском узлах: тяговые подстанции Валуйки, Тополи и Куриловка, контактная сеть переменного тока напряжением 27,5 кВ. 1.01.1968 г. электровозы ВЛ80 повели грузовые поезда от Лисок до Купянска, а ВЛ60 и ЧС4 - пассажирские поезда из Балашова до Купянска. С 1971 г. в депо Купянск поступают электровозы двойного питания ВЛ82, а с 1972 г. - более мощные ВЛ82м. В 1963-1970 гг. на участке Купянск - Основа укладываются вторые пути, в 1971-1972 гг. пороводится электрификация этого участка. На станции стыкования постоянного и переменного токов Граково, станциях Чугуев, Шевченково-Южное и Зеленый Колодезь сооружаются тяговые подстанции. В 1977 на электрическую тягу переводится участок Купянск - Святогорск, сооружается тяговая подстанция Преддонбассовская. В июне 1974 года снят последний семафор на ст. Моначиновка (линия Купянск - Белгород). Линии Купянского отделения ЮЖД (НОД-5) оснащаются автоблокировкой, электрической централизацией, горочной автоматической централизацией.
Одновременно с распадом СССР произошло разделение единой железнодорожной сети. В 1992 г. к России отошел участок Валуйки - Старобельск и Валуйский узел, к Купянскому отделению добавился участок Приколотное - Волчанск. С 1.10.1996 г. отделение преобразовано в Купянский регион железнодорожных перевозок, а с 1.09.2000 г. - в Купянскую дирекцию (ДН-5). В состав ДН-5 входят станции Купянск-Узл., Купянск-Сорт., Купянск-Южн. и линии Купянск - Основа, Купянск - Тополи, Купянск - Сватово, Купянск - Святогорск и Купянск - Волчанск. Всего на пяти линиях 38 станций. Купянская дирекция обслуживает более 100 предприятий региона. С 1999 г. начали расти объемы перевозок и доходы железной дороги, повысилось качество ремонтных работ, обновляется подвижной состав. В 2005 г. начались рейсы рельсового автобуса серии 620М по маршрутам Харьков - Тополи и Харьков - Радьковские Пески. В перспективе - строительство нового вокзала на ст. Купянск-Узловой.
Джерело: http://Купянская дирекция железнодорожных перевозок |