День авиации Украины — национальный профессиональный праздник работников авиации, который отмечается в Украине ежегодно в последнюю субботу августа. Накануне этого праздника наш корреспондент встретился с одним из жителей военного городка, полковником, летчиком 1-го класса – Помазаном Иваном Петровичем, который любезно согласился рассказать о своей такой не легкой, но интересной жизни. Родители Ивана Петровича всегда хотели, чтобы Ванечка многого достиг в жизни, поднялся до невиданных в их семье высот. Посчитав, что в деревне этого трудно добиться, они отправили его в город Кременчуг – к дяде. Знали бы они тогда, что их мечту – «подняться до высот» - он воплотит в прямом смысле этого слова... Жизнь текла своим чередом: школа, спорт, общение, но неизменным было одно — стремление стать летчиком. В Кременчуг для проведения учебных полетов часто приезжал со своими коллегами летчик-космонавт Алексей Леонов. Все мальчишки города знали об этом и старались оказаться рядом, предлагая свои услуги. Считалось удачей и большой честью принести планшеты для летчиков по их просьбе. За это можно было получить шоколадку и задержать на себе взгляд взрослого мужчины в военной форме цвета неба. Ивану они казались необыкновенными людьми. В то время молодому парню хотелось выделиться, но это желание чуть не повернуло его жизнь в тупик. Иван серьезно увлекся боксом, со временем получил звание кандидата в мастера спорта. Этими его способностями начали пользоваться в своих целях более взрослые дворовые ребята, среди которых было немало не ладивших с законом. И дядя, как ответственный человек, отправил племянника от греха подальше обратно в деревню, где сына встретил не очень разговорчивый, но строгий отец. Нелегко пришлось парню, ведь отец старался держать сына в «ежовых рукавицах». Но именно эта жёсткость не позволила Ивану Петровичу соскользнуть с дороги, ведущей вверх, на обочину беззакония. Но мечта о небе Ивана не покидает, и он поступает в Сызранское училище летчиков, а заканчивает уже Харьковское летное училище в Рогани. Летать начал с 1967 года в Луганске. Затем было образовано училище штурманов им. Пролетариата Донбасса, и его перевели в Левковку. Там он летал на самолетах МИГ-15 и МИГ-17. Выпускался Иван Петрович в Харьковском училище, но из Чугуевского полка, где в 1969 году и получил диплом летчика-инженера. Далее в Ахтырке работал инструктором, где обучал знаменитого в дальнейшем летчика-испытателя Султанова Урала Назибовича. В 1970 году был направлен в Купянский военный городок. В 1985 году закончил Академию им. Ю.А. Гагарина и в 1986 году был назначен командиром 4 эскадрильи, а затем начальником штаба авиационного полка. С 1991 по 1995 год - заместитель начальника Харьковского авиационного училища летчиков по летной подготовке. В 1995 году - командир авиационной базы в Купянске. Иван Петрович очень тепло отзывается о своих наставниках, которые учили его летать на различных типах самолетов: Николае Щеткине (Л-29), Юрии Ощепко (МИГ-17), Геннадии Шабунине (МИГ-21). Благодаря этим людям и любви к своей профессии Иван Петрович с честью прошел трудный жизненный и профессиональный путь. Результатом ежедневного упорного труда на благо Родины стали многочисленные награды: орден за службу Родине III степени (1976 г.), орден Красной Звезды за трехлетнюю работу в Танзании (1977-1980 г.г.), орден за Службу Родине II степени (1995 г.). В 1997 г. удостоился награды «Відзнака Президента України». Хотелось бы отдать дань памяти всем погибшим летчикам, начиная со времен Великой Отечественной войны, Афганской войны и летчикам, которые погибли в мирное время. Самолет, при въезде в Ковшаровку, является символом всех летчиков и их нелегкой работы. Он и олицетворяет человеческую память. Есть еще один памятник – Виктору Казанцеву, который погиб 6 марта 1979 года. Человеком он был очень веселым и добрым, как вспоминает Иван Петрович, все носил его дочь на руках, уж очень любил детей и своих, и чужих. Сам Виктор – уроженец Белгорода. Сейчас там есть школа, названная его именем. В Куриловском лицее открыт музей летчика, а в военном городке на доме №7, где жил Виктор Казанцев, торжественно была открыта мемориальная доска. В тот роковой день после выполнения задания он возвращался домой и заходил на посадочный курс, но по злому року в воздухозаборник попала птица, и двигатель выключился... Надо было катапультироваться, но под ним был поселок с людьми. Протянув за пределы населенного пункта, Виктор сделал попытку катапультирования, но не хватило высоты для того, чтобы парашют раскрылся... Его жена осталась с двумя детьми... На вопрос о личной жизни Иван Петрович выдержал паузу, затем опустил голову, и взгляд его стал грустным: - Своих детей я не воспитывал, все было на плечах жены. За работой я их не видел, но это не значит, что я их не любил. Наоборот, любил и очень... Меня называют фартовым летчиком. За время моей работы не погиб не один курсант. Может это потому, что вокруг взлетной полосы Купянска и Левковки церкви? Это необъяснимые вещи, такие же, как и желание летать... Помазана Ивана Петровича знают и помнят очень много людей, которые уже давно не живут в Купянске и давно не совершают полеты. Подполковник Владислав Владимирович Олейник, г. Харьков: - В 1989 году я был курсантом и из-за своего горячего нрава попал в не очень приятную историю — я подрался. Опустим причину этой драки. Главное, что Иван Петрович не оставил меня наедине с моей проблемой, не упрекал, не позорил, а, наоборот, стал воспитывать и учить жизни, как родной отец. Я рад, что в своей жизни встретил такого человека, настоящего мужика. А летчик он – от Бога. Все курсанты его уважали за трудолюбие и человечность. Старший лейтенант Игорь Петрович Бутковский, г. Одесса: - К Ивану Петровичу мы все относились как к отцу. Если в личной жизни случались неприятности, то работа под его руководством позволяла отвлечься от этого. А то, что он – летчик от Бога, Вы, наверное, слышали не от одного его ученика. Да, профессия летчика таит в себе опасностей больше, чем многие другие военные профессии. Но ведь что-то же заставляет людей идти по этому пути? Почему так манит высота? Среди летчиков случайных людей не бывает: если человек выбрал эту профессию, значит он будет всю жизнь ей безгранично предан! В военном городке проживает очень много летчиков: Геннадий Шабунин, Анатолий Дробот, Юрий Дорожко, Александр Гритчин, Сергей Денисенко, Михаил Береза, Иван Шелков, Александр Калюх. А рядом с ними, как и в дни армейских будней, технические работники инженерно-авиационной службы, от которых напрямую зависела жизнь пилота. .
Купянского аэродрома (812 УАП ХВВАУЛ)уже нет - это факт... после развала Союза МиГи оттуда убрали аэродром присоединили к Бердянской авиационной бригаде готовили аэродром к Су-24 установили еще одну РЛС ближнего наведения... на Су-шках летали до 1998 года потом Су-24 убрали - начали летать на "свистках" Л-39 до 2001 в 2001 с аэродрома улетел последний самолет его проводили со всеми почестями - с накрытым столом - после этого все поняли что больше здесь самолетов не будет...
в апреле 2004 кабинет министров Украины принял решение предать имущественный комплекс "Военный аэродром Куриловка-1" в собственноть куриловского сельсовета...(Премьер-министр Украины Янукович В.Ф.)
- после этого... последние плиты вывезли в 2005 году
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]